ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

После восстановления независимости Литвы

 

После провозглашения независимости Литвы 11 марта 1990 г. и после реального восстановления независимости Литвы в августе 1991 г. никаких значительных изменений в госавтопарке не произошло, так как данное предприятие и так было республиканского подчинения. Слава Богу, данный переходный период в Клайпеде прошел мирно, без военного насилия, как в Вильнюсе. Поэтому городской автотранспорт как работал, так и работал в повседневном режиме.

Но во время январских событий 1991 г., когда советские спецназовцы свирепствовали в Вильнюсе (как известно, были и погибшие), автобусы Клайпедского автопарка наряду с тяжёлыми грузовиками блокировали подъезды к Клайпедскому самоуправлению на ул. Лиепу от предполагаемого вторжения советских бронетранспортёров или даже танков. Кстати, один из тех "Икарусов" оставлен как музейный экспонат.

Важно то, что в упомянутый переходный период всё осталось на своих местах, как техника, так и люди. Не надо было начинать с нуля как в послевоенное время.

В 1992 г. предприятие разделилось на два самостоятельных: таксомоторный парк и автобусный парк. Автобусный парк был передан в подчинение городскому самоуправлению. Тогда в нем насчитывалось 330 автобусов.

1993 г. Икарус-260 на центральном (ныне Биржос) мосту. Фото Горста Борбе (Германия)

 

20 июля 1995 г. государственный автопарк был реорганизован в ЗАО "Клайпедос аутобусу паркас" (Клайпедский автобусный парк).

В 90-е годы автопарк переживал отнюдь не лучшие времена. После советского порядка настало время "дикого" капитализма. Именно в эти годы массово появились маршрутные такси. Причем ездили не только микроавтобусы, но и автобусы типа ПАЗ и др. небольшие. Никаких графиков, даже зачастую не придерживаясь маршрутов. Можно было попросить водителя, если другие пассажиры не против, завернуть на другую улицу. Дошло до того, что даже маршрутные автобусы останавливались по просьбе пассажиров где угодно. На улицах города воцарился полный хаос. Естественно, возросшее число ДТП и т.д. Позже всё-таки маршрутным автобусам городские власти запретили останавливаться вне оборудованных остановок.

Так как началось время свободного предпринимательства, то, как и следовало ожидать, у Клайпедского автобусного парка стали появляться конкуренты. Это были как владельцы одного, двух автобусов, так и фирмы, сумевшие приобрести несколько поддержанных западных автобусов. Именно тогда на улицах города стали появляться автобусы Мерседес, Ман, Неоплан и др.

Причём частники, допущенные на городские маршруты, вели яростную борьбу за пассажиров с явным преимуществом над автобусным парком. Они на свои автобусы устанавливали рации и координировали свои рейсы, стараясь подъехать на остановку раньше, чем автопарковский автобус, и "сгрести" пассажиров. Так как автобусы принадлежали разным собственникам, то о единых талончиках нечего и было мечтать. Талончики остались только автопарковские. Садишься в частный - плати кондуктору наличкой.

Сложилась даже такая ситуация, что люди, которые обладают правом на льготный проезд, могли воспользоваться своими льготами только на транспорте ЗАО "Клайпедос аутобусу паркас". На остальных - полная цена. Но городские власти "игру в одни ворота", конечно, долго терпеть не собирались. В итоге частников всё же заставили применять льготные тарифы и для школьников, пенсионеров и инвалидов, обещая компенсировать из бюджета недополученные средства.

Хотя был введён определённый порядок, но ситуация всё же оставалась достаточно неконтролируемой. Пассажиропотоки никто не исследовал, маршруты почти не пересматривались и оставались лишь немного изменёнными по сравнению с советским временем. Нередко бывало, что приходилось на остановках долго ждать автобуса, а потом появлялась целая колонна по три, четыре, а то и пять автобусов. Расписание имели только автопарковские автобусы. Периферия города была "обижена", в более позднее время автобусы нередко не доезжали до конечных остановок. Если смотреть с точки зрения рынка, то ситуация оставалась следующей: частники "воевали" с городским автобусным парком, а после - и между собой.

Продолжение - в статье "Качественный рывок в новом тысячелетии".

 

Данный раздел подготовлен с использованием информации сайтов ЗАО "Клайпедос аутобусу паркас" (www.klap.lt) и ПП "Клайпедос келейвинис транспортас" (www.klaipedatransport.lt).

Раздел не закончен и по мере поступления информации будет дополняться. Последние изменения 27.12.2007.

Хостинг от uCoz