Время развитого социализма
Надо обратить особое внимание, что к этому времени были построены не только большинство новых "спальных" районов с нормальными асфальтными улицами, но и капитально переделаны многие километры магистральных улиц города - они расширены и заасфальтированы. Вспомните километры мощёных Мокиклос, Уосто, Минийос и Нямуно - не улицы, а испытательный полигон. Да хотя бы та же Г.Мантаса с железнодорожным переездом. Теперь там шикарный виадук. Это всё, естественно, наиположительнейшим образом отразилось на скоростях и качестве пассажироперевозок, не говоря уже о влиянии на техническое состояние и срок службы самих транспортных средств.
И так, год эдак 1986-1988. В одном из путеводителей по Клайпеде тех лет пишется, что в городе было 19 автобусных маршрутов, общая протяжённость которых 227,6 км. Ежегодно автобусами перевозится около 90 млн. пассажиров. Наверное, это всех пассажиров, как на городских и пригородных, так и междугородных. Цифра это вполне реальная, ведь надо учесть, что тогда легковые автомобили были роскошью для рядового народа и подавляющее большинство было вынуждено пользоваться общественным транспортом. Да и народа было немножко больше - 202 тыс. по данным всесоюзной переписи 1989 г. (по статистическим данным 2006 г. - 187 тыс.).
Основными были следующие маршруты:
1. Железнодорожный вокзал - речная переправа - Западный судоремонтный завод.
2. Стадион "Жальгирис" - площадь Ленина - проспект Статибининку (Строителей).
3. Проспект Статибининку - речная переправа - городская больница.
4. Проспект Статибининку - Мелнраге - Гируляй.
5. Комбинат древесных материалов - рынок - рыбный порт.
6. Улица Дебрецена - Мелнраге.
7. Торговая база - Тауралаукис.
8. Железнодорожный вокзал - рыбный порт.
9. Железнодорожный вокзал - Клайпедский совхоз-техникум.
10. Комбинат древесных материалов - рынок - проспект Статибининку.
15. Улица Смелталес - Мелнраге - нефтеэкспортное предприятие.
17. Улица Вильняус - улица 16-й дивизии.
Речная переправа - это теперь называемая старая паромная переправа на Куршскую косу в устье реки Дане. Новая была построена в 1986 г. южнее на уровне ул. Кауно. Площадь Ленина теперь уже пл. Атгимимо (Возрождения). Совхоза-техникума не осталось. Теперь там Коллегия предпринимательства и технологий, факультет предпринимательства. Улица Смельталес - скорее всего это опечатка в книжке, так как называется она Смильтялес. Нефтеэкспортное предприятие осталось, теперь оно называется АО "Клайпедос нафта". Но автобус до него не доезжает, как раньше, так как это АО наглым образом "оттяпало" с пол километра дороги, шедшей к северной проходной торгового порта.
Улица Вильняус переименована на Тильжес (Тильзитская). Улица 16-й дивизии переименована на ул. Кретингос.
Пассажиры покупали талончики в различных киосках. Они стоили 4 копейки. Заходя в автобус талончики "дырявили" компостером, как и сейчас.
В 80-е годы появились и маршрутные такси. Было три маршрута и по ним ездили микроавтобусы РАФ "Латвия". Проезд стоил 20 копеек. По выходным маршрутки не работали.
Тогда было народное хозяйство и плановая экономика. Словом, всё шло по плану, и автобусы также обновлялись по плану, и работа шла по плану. Так продолжалось до восстановления независимости Литвы.
Продолжение - в статье "После восстановления независимости Литвы".
Источник - Пранас Мартинкус, "Клайпеда. Краткий путеводитель", из-во "Минтис", Вильнюс, 1988 г.
Раздел только начат и по мере подготовки информации будет дополняться. Последние изменения 08.06.2007.