Послевоенный советский период
Во время разгребания руин, восстановления основных городских служб, строительства новых и восстановления бывших предприятий никакого регулярного городского транспорта не было. Работников расселяли недалеко от предприятий, на которых они трудились. Словом, чтобы можно было бы дойти пешком. С ростом города и более удалённом расселении рабочих их на работу собирали автобусы тех предприятий, на которых они работали. Лишь спустя десятилетие после окончания 2-й мировой войны 5 ноября 1955 г. было организовано Клайпедское автобусно-таксомоторное хозяйство. Тогда было 52 автобуса.
Позже количество автобусов росло, вводились всё новые маршруты. Автобусы были, естественно, советского производства. Тогда во второй половине 50-х по улицам Клайпеды вероятнее всего разъезжали автобусы марки ГАЗ-03-30, а также Л-1, КАГи от КАГ-1 до КАГ-3, произведенные на Каунасском авторемонтном заводе (КАРЗ) на базе грузовиков ЗиС-150 (модель Л-1) и ГАЗ-51. Аббревиатура КАГ от литовского названия предприятия "Кауно ауторемонто гамикла". Причем кузова КАГов делались деревянными. Позже кузова даже не ремонтировали, а заменяли новыми. Словом, некоторые автобусы сменили до нескольких штук кузовов.
Автобус Л-1 на базе ЗиС-1501 |
Автобус КАГ-3 на базе ГАЗ-51 последней модификации с ПАЗовскими лобовыми стеклами1 |
На рубеже 60-х в Клайпеду, как и другие крупные города тогдашней Литовской ССР, стали поступать "фирменные" московские автобусы ЗиЛ-158. В 60-е годы автопарк пополнялся автобусами Ликинского завода ЛиАЗ-158 (тот же ЗиЛ-158). Производство автобусов от ЗиЛа было передано именно этому заводу с перспективой значительного наращивания объёмов производства.
1956 г. Л-1 на улице Йонаса Билюнаса (теперешняя Галинио Пилимо)2 | Автобус Л-1 на ул. Монтес (Геркуса Мантаса)2 | 1969 г. "Доикарусовские" автобусы на ул. Пяргалес (ныне Тилту)2 |
Один из клайпедских ЗиЛ-1581 |
Автобусы ЗиЛ-158 проезжают центральный (ныне Биржос) мост Клайпеды через реку Дане (тогда Данге)1 |
В середине 60-х численность Клайпедского автобусно-таксомоторного хозяйства росла и за счёт новых львовских автобусов ЛАЗ. Они были немножко больше, удобнее для пассажиров и красивее.
Кстати, так как количество автотранспорта из года в год росло, то для его ремонта стали необходимы вполне определённые большие специализированные трудовые ресурсы и производственные мощности. Для этого было создано Клайпедское авторемонтное предприятие по ул. Вилняус, 49 (ныне Тильжес). Благодаря труду его работников автобусы долгие годы продолжали колесить тогда по отнюдь не идеальным улицам города, не говоря уже о пригородных маршрутах, где асфальт на дорогах появился (и то не везде) лишь в последние годы советской власти.
В начале 70-х автопарк начал пополняться "иностранными" 100-местными автобусами из Венгрии "Икарус-556", а где-то с 1973 года - и особо вместительными сочленёнными "Икарус-180" - автобусами с "гармошкой". Для пассажиров это были просто "суперавтобусы": просторные, "западного" дизайна, с большим числом дверей, с более мягкой подвеской и т.д. На городских маршрутах после ЛАЗа - это просто праздник, белоснежный праздник с широкой продольной красной полосой.
Не прошло и пару лет, как пошли ещё более новые модели "Икарусов": 260-ые (короткие) и 280-ые ("гармошки"). Все они были жёлтого цвета. Словом, с середины 70-х Клайпедские городские автобусы всё больше стали желтеть. Новые "Икарусы" были ещё более удобными для пассажиров, а по дизайну - просто "писк" моды! Все советские автобусы на их фоне выглядели просто топорными и "дубовыми". Я уже не говорю о междугородних 250-ых - автобус мечты советского человека!
1982 г. Справа - Икарус-260 на пл. Ленина (ныне Атгимимо). Неплохо видны и другие автомобили того времени2 |
Мне кажется, что с появлением новых желтых городских и пригородных, а также красно-белых междугородных "Икарусов" начался период "развитого социализма" - самого наилучшего времени всего советского периода.
В 1985 г. автобусно-таксомоторное хозяйство было перерегистрировано в государственный автобусный парк.
И так, год эдак 1986-1988 - время развитого социализма.
Использована информация с сайтов ЗАО "Клайпедос аутобусу паркас" (www,klap.lt) и www.liaz-677.ru - виртуальный музей городского автобуса ЛиАЗ-677.
1 - снимки из коллекции Люциюса Суславичюса (Вильнюс).
2 - фото Горста Борбе (Horst Borbe) (Германия, Гамбург).
3 - снимки из фотоколлекций читателей газеты "Клайпеда", представленные на фотоконкурс "Клайпедское ретро" и публиковавшиеся в 2005 г. на сайте газеты.
Раздел недавно начат и по мере подготовки информации будет дополняться. Последние изменения 27.12.2007.