ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Начало автобусной эры

 

В 1934 году городские власти решили заменить трамваи, которые перевозили горожан с 1904, на автобусы1. Такое решение было принято по просьбе владельцев местной радиостанции, так как электроприводной трамвай создавал значительные радиопомехи2. Надо полагать, что на такое решение повлияло и стремление удовлетворить возрастающую потребность в местных пассажироперевозках по причине роста численности населения. В то время в Клайпеде проживало порядка 40 тыс. человек. Прокладывать новые трамвайные пути - дело дорогое. Клайпеда и Клайпедский край тогда уже были в составе Литовской Республики и веяния столичных тенденций, как нетрудно предположить, также подсказывали путь решения: в Каунасе (тогдашней временной столице Литвы) автобусы стали курсировать ещё в 1924 году. А в 1929 г. окончательно отказались от так называемой конки3.

За рубежом были закуплены 12 шасси автобусов с двигателями марки "Мерседес-Бенц ЛО 3500" (Mercedes-Benz LO 3500), а сами кабины были сделаны на местной судостроительной верфи Пауля Линденау "Линденау верфт" (Lindenau werft). И вот 2 июня 1934 года эти автобусы, раскрашенные в красный и желтый цвета, стали регулярно курсировать по Клайпеде1. Они были рассчитаны на 20 сидячих и столько же стоящих мест для пассажиров2.

Автобус на Марктштрассе (теперь ул. Тургаус) возле Театральной площади4 Автобусы в начале теперешних ул. Геркуса Мантаса и ул. Лиепу5 Автобусы в начале теперешней ул. Геркуса Мантаса

 

В 1935 году были 4 маршрута: Железнодорожный вокзал - Смяльте (Bahnhof-Schmelz), Скотобойня - Загородная вилла (Schlachthof-Strandvilla), Казармы - Йонишкес (Kaserne-Janischken), Клайпеда - Лесничество (Memel-Försterei)6.

Смяльте - так назывался длинный район вдоль Куршского залива от целлюлозно-картонного комбината до устья реки Смялтале включая её левобережье7. Так как автобус заменил трамвай, то и он должен был курсировать до конечной остановки трамвая. Судя по схеме трамвая, присланной мне Петером Борком (Peter Bork) из Германии, эта остановка находилась примерно у дома по ул. Нямуно, 145. Это несколько южнее теперешнего центрального грузового въезда в рыбный порт или АО "Клайпедос Смяльте".

Не уверен, но думаю, что скотобойня находилась где-то около старого рынка (по названию улицы Schlächterstr.). Загородная вилла - это название гостиницы с рестораном возле маяка в Мельнраге (до наших дней здание гостиницы-ресторана не сохранилось)8. Казармы - это теперь центральный комплекс задний Клайпедского университета. Йонишкес - это та же улица Йонишкес. Полагаю, что автобус по ней ходил до Триничяйского пруда. А лесничество - это Гируляй.

Автобус на конечной остановке "Загородной виллы" возле маяка (Strandvilla)9
Междугородние сообщения обеспечивали 15 автобусов Клайпедского почтового управления. Первый слева - марки Вольво, курсировавший на линии Клайпеда-Паланга10

 

22 марта 1939 года под давлением фашистской Германии Литва была вынуждена подписать договор о передаче Клайпедского края Германии. 23 марта немецкие войска заняли Клайпедский край. Так как всё прошло мирно, то это особо не отразилось на жизнедеятельности города. Только позже стали резко расти цены до уровня в Восточной Пруссии, а также всё чаще стал ощущаться дефицит ряда продуктов и прочих товаров, сырья11. В связи с приходом к управлению нацистских властей многим жителям Клайпеды пришлось покинуть свой родной город и уехать в Литву. Это были главным образом евреи и литовцы. С марта 1939 г. по июнь 1941 г. Клайпеду покинули 10 тыс. жителей. В ней осталось 41 тыс. человек12. Начало войны клайпедчане практически не ощутили, только далеко на востоке раздающиеся артиллерийские канонады да привозимые в больницы и лазареты раненные немцы с фронта напоминали о начале войны11. Но с продвижением фронта на восток всё стихло и город продолжал жить почти как в мирное время. Поэтому можно предположить, что автобусы продолжали курсировать по городу.

Так продолжалось до октября 1944 года, когда линия фронта приблизилась к городу и советская авиация всё чаще стала бомбить Клайпеду, в то время называемую Мемелем. Тогда, в октябре 1944 г., почти всё мирное население было эвакуировано в Германию11. Можно считать, что на этом заканчивается первый этап истории о клайпедских автобусах.

Продолжение - статья "Между эпохами".

 

Источники:

1 - "Klaipeda. Istorija populiariai" (Клайпеда. История популярно), 7 авторов и Клайпедское городское самоуправление, 2002 г., Клайпеда, статья Юлиюса Жукаса "Экономическое развитие Клайпеды", стр. 65.

2 - "Senoji Klaipeda" (Старая Клайпеда), Йонас Таторис, 1994 г., Вильнюс, изд-во "Мокслас", стр. 85.

3 - "Automobilis Lietuvoje 1918-1940" (Автомобиль в Литве 1918-1940), К.Дрискюс, Л.Суславичюс, 2005 г., Вильнюс, изд-во "Айдай".

4 - "Klaipeda. Istorija populiariai" (Клайпеда. История популярно), 7 авторов и Клайпедское городское самоуправление, 2002 г., Клайпеда, стр. 116. Снимок из фондов Музея истории Малой Литвы.

5 - http://web2.vs170057.vserver.de/conception/lt-index.htm открытка с сайта Петера Борка (Peter Bork) "Тогда - Мемель, Клайпеда - сегодня".

6 - http://www.memelland-adm.de/Reisefuehrer/index.htm  размещенный на сайте Петером Борком (Peter Bork) "Führer durch Memel und Umgebung" (Путеводитель по Мемелю и окрестностям), автор Альберт Кайзер (Albert Kaiser), 1935 г., Мемель.

7 - "Senoji Klaipeda" (Старая Клайпеда), Йонас Таторис, 1994 г., Вильнюс, изд-во "Мокслас", стр. 55.

8 - "Senoji Klaipeda" (Старая Клайпеда), Йонас Таторис, 1994 г., Вильнюс, изд-во "Мокслас", стр. 248.

9 - http://www.castlesofpoland.com/prusy/klaj_po029_en.htm открытка с сайта Марека Янужевского (Marek Januszewski) о крепостях Польши и соседних земель.

10 - "Automobilis Lietuvoje 1918-1940" (Автомобиль в Литве 1918-1940), К.Дрискюс, Л.Суславичюс, 2005 г., Вильнюс, изд-во "Айдай". А сам снимок - из коллекции Люциюса Суславичюса (Вильнюс), любезно предоставленный для этого сайта.

11 - "Klaipeda. Istorija populiariai" (Клайпеда. История популярно), 7 авторов и Клайпедское городское самоуправление, 2002 г., Клайпеда, статья Вигантаса Варейкиса "От романтического прошлого в светлое будущее", стр. 29-30.

12 - "Klaipeda. Istorija populiariai" (Клайпеда. История популярно), 7 авторов и Клайпедское городское самоуправление, 2002 г., Клайпеда, статья Юлиюса Жукаса "Экономическое развитие Клайпеды", стр. 66.

 

Раздел не закончен и по мере подготовки информации будет дополняться. Последние изменения 16.08.2007.

Хостинг от uCoz